Мы призваны в мир на борьбу, а не на праздник. (c)А.К.Толстой
Вот от пустой балды мне стало вдруг любопытно, а почему, собственно, в русских народных сказках Лиса Патрикеевна получила такое довольно странноватое для русского слуха отчество? Пошла я смотреть, что по этому поводу пишут в Интернете. И наткнулась на такую ссылку .
Валентина Пономарева
История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих
русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные
корни: по-гречески patricos - «отчий», по латыни patricius -
«благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения.
Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий,
Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского
владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:
«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его
новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и
пол Копорьи городка, и Луское село».
Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его
отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к
управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны
они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был
причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их
разбоем как по северным землям, так и за их пределами. Уже через год
жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой
на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча
собрались: одно на Ярославовом дворе, другое - при святой Софии, одно
за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии. Долго стояли
так:
«... Три конца - Неревский, Загородский и Людин - вооружились на
Славянский конец (прим. - у В.Янина он назван Славенским) и стояли у
св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и
Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. - так в
источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали
три одинаковые грамоты обетные - стоять заодно, а славляне с князем
Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв).
Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали
предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через
несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в
1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на
них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода
Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора -
Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны;
от третьего, Александра - Корецкие.
Примечательно,
что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять
приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и
Александр Невский). Но в памяти народной «лисий характер» навсегда
остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в
образе хитрой рыжей плутовки лисы.
Почему народ прозвал лису Патрикеевной?
Валентина Пономарева

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка,
да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.
да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.
К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»
История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих
русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные
корни: по-гречески patricos - «отчий», по латыни patricius -
«благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения.
![]() |
Вид Новгорода XIV в. с северной стороны (реконструкция) |
Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий,
Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского
владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:
«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его
новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и
пол Копорьи городка, и Луское село».
Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его
отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к
управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны
они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был
причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их
разбоем как по северным землям, так и за их пределами. Уже через год
жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой
на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча
собрались: одно на Ярославовом дворе, другое - при святой Софии, одно
за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии. Долго стояли
так:
«... Три конца - Неревский, Загородский и Людин - вооружились на
Славянский конец (прим. - у В.Янина он назван Славенским) и стояли у
св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и
Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. - так в
источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали
три одинаковые грамоты обетные - стоять заодно, а славляне с князем
Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв).
Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали
предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через
несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в
1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на
них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода
Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора -
Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны;
от третьего, Александра - Корецкие.
Примечательно,
что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять
приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и
Александр Невский). Но в памяти народной «лисий характер» навсегда
остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в
образе хитрой рыжей плутовки лисы.
Кто бы подумал, да?