Мы призваны в мир на борьбу, а не на праздник. (c)А.К.Толстой
Вот от пустой балды мне стало вдруг любопытно, а почему, собственно, в русских народных сказках Лиса Патрикеевна получила такое довольно странноватое для русского слуха отчество? Пошла я смотреть, что по этому поводу пишут в Интернете. И наткнулась на такую ссылку.

Почему народ прозвал лису Патрикеевной?




Валентина Пономарева
Почему  народ прозвал лису Патрикеевной?


Всем бы лисонька хороша была хозяюшка,

да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек,

любит уточек, свернет шею гусю жирному,

не помилует и кролика.




К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»




История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих
русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные
корни: по-гречески patricos - «отчий», по латыни patricius -
«благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения.



Вид Новгорода XIV в. с северной стороны (реконструкция)
Вид Новгорода XIV в. с северной стороны (реконструкция)


Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий,
Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского
владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:



«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его
новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и
пол Копорьи городка, и Луское село».




Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его
отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к
управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.




Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны
они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был
причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их
разбоем как по северным землям, так и за их пределами. Уже через год
жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой
на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча
собрались: одно на Ярославовом дворе, другое - при святой Софии, одно
за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии. Долго стояли
так:



«... Три конца - Неревский, Загородский и Людин - вооружились на
Славянский конец (прим. - у В.Янина он назван Славенским) и стояли у
св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и
Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. - так в
источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали
три одинаковые грамоты обетные - стоять заодно, а славляне с князем
Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе»
(С.Соловьёв).




Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали
предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через
несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в
1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на
них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода
Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора -
Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны;
от третьего, Александра - Корецкие.

Примечательно,
что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять
приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и
Александр Невский). Но в памяти народной «лисий характер» навсегда
остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в
образе хитрой рыжей плутовки лисы.























Опубликовано 02.07.2008 в рубрике «Культура, искусство, история»
    
      


@музыка: без музыки

@настроение: обычное

@темы: Вопросы, Интересности, Интернет, Люди, Мысли вслух, Рассказ, Рисунки, Ссылки, Я, Животные

Комментарии
26.05.2009 в 16:56

Мизерикордия
Надо же, как любопытно!
26.05.2009 в 17:19

Мы призваны в мир на борьбу, а не на праздник. (c)А.К.Толстой
Mel@mori
Кто бы подумал, да?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail